Огромное количество подвесных систем разного типа и назначения может поставить в тупик неопытного, начинающего парапланериста. В этой статье мы разобьем подвески по назначению и конструкции, а также разъясним термины, которые могут попадаться в описаниях подвесок.
Одни из самых простых подвесных систем для параплана - это учебные. К учебным подвескам, к примеру, относятся Sup Air ACCESS BACK и ACCESS AIRBAG. Их важными особенностями являются: простота, безопасность, износостойкость. Подвесные системы данного назначения имеют минимальное число настроек.
Подвески для пилотов послешкольного уровня или пилотов выходного дня и редко летающих, или же летающих только в динамике и небольшие маршруты. К таким подвескам можно отнести: SupAir PixAir, SupAir Evo XC3, SupAir Evo Lite. Они уже имеют больше регулировок чем описанные ранее, в частности: встроенный контейнер под спасательный парашют, проводку акселератора, подножку, карман под балласт и под питьевую систему, а также возможные другие карманы.
Парапланерные подвесные системы для высотных и маршрутных полетов на параплане. Маршрутные полеты на параплане можно осуществлять и в подвесках из предыдущего пункта, но удобнее (особенно при длительных маршрутах и на больших высотах) в подвесных системах с коконом - таких как Skypper2, Delight2 и Strike. По сравнению с подвесными системами из пункта выше, Skypper, Delight и Strike оснащены коконом (это закрытый чулок спереди, в котором находятся ноги пилота) и приборной панелью. Следует учесть, что на подвесные системы SupAir Evo XC3 и SupAir Evo Lite также можно установить кокон, переведя их в подвески, описываемые в этом разделе. Кокон добавляет обтекаемости, уменьшая сопротивление, увеличивая аэродинамическое качество и возможности полета, а также обеспечивает тепло ногам на больших высотах. Приборная панель - удобное место для размещения нескольких приборов. Спортивные подвески для параплана, предназначенные для участия в соревнованиях в дисциплине маршрутные полеты. Сейчас это всегда подвесные системы с коконом. Кроме того, их отличает возможность установки второго спасательного парашюта и наличие заднего обтекателя для улучшения аэродинамики. Примером такой системы может служить SupAir Skypper 2.
Акро подвески - предназначены для занятий акробатикой. Это всегда подвесные системы без кокона и с двумя встроенными контейнерами под спасательный парашют. Причем основной парашют часто управляемый и в большинстве случаев вводится в действие по системе транзит (при вводе запаски отцепляется основное крыло, вытягивая спасательный парашют из контейнера). Примером подвесной системы для акробатики может служить Sup Air Acro 4.
Парапланерные подвесные системы для Hike & Fly (подняться пешком на старт со снаряжением на спине и полететь). Это могут быть подвески с разным набором опций, такие как: SupAir Everest 3, Radical 3, Strike. В зависимости от того на какой полет после поднятия на старт рассчитывает пилот. Но все эти системы объединяет малый вес, необходимый для этого типа снаряжения и, как следствие, более деликатные материалы.
Подвесные системы для парамотора. Их отличительной особенностью является возможность установки на раму мотора и монтажа на них контейнера под спасательный парашют. Такие системы не оборудованы большими протекторами, так как эти протекторы невозможно совместить с монтажом на раму мотора. Наиболее популярной подвесной системой для парамотора признана SupAir Paramotor Evo.
Подвесные системы для тандемных полетов на параплане как для пилотов, так и для пассажиров. Подвески пилотов должны позволять легко бежать при наличии практически под ногами пассажира и иметь встроенный контейнер под спасательный парашют сзади или снизу. Подвесная система пассажира должна быть легкой, компактной и с протектором внизу. Обе они должны позволять легко без помощи рук усаживаться после взлета и вылезать при посадке. Подвесные системы пилота тандемного параплана - это SupAir Walibi2 и Evansion Bump, а пассажира - это Vip2 и MiniMax Bump.
Акселератор – это педаль, мягкая или жесткая, со стропами, которые проходят через специальную систему блочков и трубок в подвеске (проводка акселератора) и идут к свободным концам. Задача в том, чтобы при нажатии на педаль акселератора параплан уменьшил угол атаки, увеличив тем самым скорость.
Подножка – педаль, которая на лентах крепится к сидушке подвесной системы и служит для того, чтобы пилоту было легче усесться в подвеску, поймать педаль акселератора и иметь упор для ног в полете.
Кокон - это чулок, обтекатель для ног, который выполняет функции подножки, обтекателя (для улучшения аэродинамики) и создает эффект теплицы (для сохранения тепла) для ног. Кокон практически всегда идет с приборной панелью и кокпитом.
Приборная панель - площадка, на которую крепятся приборы.
Подвесные системы для параплана оснащаются протекторами разного типа.
Рассмотрим типы протекторов в порядке убывания их популярности
Протектор типа Мусбэг – это пенный протектор. Основу протектора составляет пена наподобие той, что используется в туристических ковриках или наподобие поролона, заключенная в специальный чехол. В совокупности они обеспечивают амортизацию, распределяя нагрузку и уменьшая перегрузки при ударе. Такими протекторами комплектуются подвески Evo XC3, Evo Lite, Delight2, Strike, Evansion Bump, MiniMax Bump, Acro3, Skypper2.
Эирбэг – Это протектор заполненный воздухом, который медленно стравливается при ударе. Недостатком первых эирбэгов было отсутствие в них воздуха на старте и первые несколько секунд полета, пока они не наполнятся воздухом от набегающего потока. Но со временем в них вмонтировали распирающие элементы и поэтому современные AirBag сразу работают прямо со старта. Преимущество данного протектора в том, что он лучше амортизирует, и подвесная система с таким протектором более компактно укладывается. Недостаток в том, что он более нежный и быстрее выходит из строя при регулярных ударах. Примерами подвесок с таким протектором могут служить PixAir, Wilibi2, Vip2, Radical 3, Altirando.
Протектор BUBBLE BUMP - это протектор, представляющий собой набор полостей со стенками из полиэтилена (пузырчатая пленка с большим размером пузырей), воздух может перетекать из полости в полость, и все это заключено в общий чехол, который держит форму. Данный протектор более легкий, чем мусбэг, более прочный, чем airbag, но он не ужимается при упаковке. И чтобы он не терял своих свойств его лучше не перегревать (кстати, мусбэга это тоже касается).
Кроме того, подвесные системы для параплана делятся на подвески с коконом и без него. Без кокона - это подвески для начинающих, для акро пилотов, для полетов в динамике. Подвесные системы с коконом предназначены для маршрутных полетов. Выше мы приводили примеры и тех, и других.
Подвесная система типа Трансформер, к примеру, Альтирандо3 или Радикал3 с рюкзаком – это подвесные системы, в которых протектором является Airbag, причем его можно расстегнуть и вывернуть подвесную систему наизнанку так, что стенки протектора станут стенками рюкзака, а сама подвеска превратится в рюкзак.
Также в подвесных системах разделяют разные системы ножных и грудных обхватов. Современные системы возникли в результате требований к безопасности. Наиболее распространены системы T-Lock и Get-UP:
Get-UP - В этом типе ножные обхваты встегиваются в грудную перемычку, каждый ножной обхват своей пряжкой. И получается, что застегивая грудную перемычку, пилот параплана застегивает оба ножных обхвата, если же пилот ничего не застегнул, то при старте подвеска просто слетит с пилота и пилот не взлетит. Такой тип ремней применен, к примеру, в подвесной системе SupAir Evo XC3.
T-Lock - В этом типе ножных обхватов и грудной перемычки от одного из ножных обхватов идет лента с пряжкой для застегивания грудной перемычки. И поэтому, если пилот застегнет хотя бы одну из пряжек, любой из ножных обхватов или грудную перемычку, то он не вывалится из подвесной системы. А если пилот не застегнет ни одной из пряжек, то подвеска слетит с него во время старта. Примером таких систем может служить подвесная система SupAir Evo Lite.
Система ножных обхватов Split-leg или раздельные ноги. Эта система, где каждая нога по отдельности подвешена, а не совместно. Особенно популярна такая система в легких подвесках и в подвесных система для тандема. Она позволяет пилоту легче бежать во время старта и лучше управлять ногами в полете.
была основана Pierre Bouilloux (Пьер Буйю). Он начинал с подвесных систем для дельтаплана в 1982 году, а с 1985 года открыл производство подвесок для параплана.
В 1988 году SupAir выпускает первую подвеску со встроенным сзади контейнером под спасательный парашют.
В начале девяностых компания SUP'AIR разрабатывает первые самоблокирующиеся быстроразъемные пряжки для ремней парапланерной подвесной системы.
После введения быстроразъемных пряжек SupAir изобретает первую систему безопасности с Т-образной пряжкой «Safe-T».
В 1992 году была введена первая система ABS (Anti Balancing System), повышающая уровень безопасности при сложениях.
В девяностые компания СупЭир совершает прорыв вперед в разработках активной защиты спины. Супаир начинает производство первой подвески для параплана со встроенным airbag.
В начале нулевых SupAir обратил внимание на рынок облегченных подвесных систем и сделал подвеску трансформер.
2007 - Компания разработала акро подвеску для параплана.
2012 - SUP'AIR представляет совершенно новую концепцию подвесной системы со встроенной системой отцепки от параплана и ввода в действие управляемого запасного парашюта, «BASE System».
2017 - Подвесная система SupAir Strike становится самой популярной на соревнованиях X-Alps 2017.